Без имени-1.jpgВ последнее время все чаще встречаются ситуации, когда потребители страдают от оказания некачественных юридических услуг.

Необходимо помнить, что юристы не всегда способны помочь человеку в решении его проблемы. Причин тому может быть много – слишком позднее обращение в юридическую организацию, отсутствие правовых оснований и другие. Добросовестные юристы всегда предупредят потребителей, что они берут деньги за работу, а не за результат. Юрист может повлиять исключительно на процесс, который, как известно, носит состязательный характер, но отнюдь не на вынесение решения судьёй. В его силах проанализировать ситуацию, предложить оптимальный вариант решения проблемы, предупредить о возможных негативных последствиях в случае проигрыша дела в суде. Добросовестные юристы никогда не будут гарантировать результат по той простой причине, что он от них не зависит. Проигрывают суды даже юристы с именем. Ни один юрист не даст письменных гарантий успешного исхода дела, тем более не пропишет их в договоре.

Зачастую человека «заманивают» бесплатной юридической консультацией, а из юридической конторы он выходит с договором об оказании услуг на несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей и с кредитным договором на еще большую сумму. На столь скорое заключение договора недобросовестные юристы очень активно склоняют потребителя – ведь им важно не погрузиться в проблему человека и решить ее, а как можно больше «выкачать» с него денег.

Выполненные недобросовестными юристами документы нередко абстрактны и являются не чем иным, как подборкой нормативно-правовых актов, иногда даже утративших силу. Подобные документы выполнены формально, по единому шаблону, без цели получить какой-либо результат от указанных действий. Таким образом, их потребительская ценность сводится к нулю.

Если на консультации юрист развивает бурную активность, «разруливает» на словах ситуацию и уже видит себя на пьедестале – это повод к тому, чтобы задуматься. Можно попросить у юриста номера выигранных им дел и сверить информацию о них в открытых источниках – судебных базах. Это доступно и бесплатно. Если данные не подтвердятся, от услуг такого юриста лучше отказаться.

К заключению договора на оказание юридических услуг следует подходить ответственно: все, что оговорено устно, должно быть зафиксировано в договоре. При отказе со ссылкой на то, что договор является типовым, лучше отказаться от сотрудничества с такой организацией, поскольку есть шанс стать жертвой некачественно оказанных юридических услуг.

Известно много случаев, когда недобросовестные юристы в момент подписания договора на оказание юридических услуг «подсовывают» потребителям акты уже якобы выполненных работ, в которых прописано, что услуги оказаны в полном объеме и претензий к их качеству у потребителя нет. Подписывая такие акты, потребитель подтверждает, что ему действительно оказаны услуги в полном объеме, что в будущем оставляет меньше шансов на выигрыш процесса у подобных компаний.

У добросовестных юристов акт выполненных работ является простой формальностью для бухгалтерии, у иных – страхование себя от претензий потребителя.

Главные правила юридической грамотности.

1. Не подписывать документы, не читая.

2. Не подписывать документы, не понимая их смысла.

3. Не торопиться подписывать документы «здесь и сейчас». Можно взять тайм-аут, подумать, посоветоваться.

4. Не подписывать документы, если юрист рассказывает, как много он всего сделает, а в договоре написано иное.

5. Не подписывать документы, если юрист гарантирует результат.

6. Не подписывать акта выполненных работ в момент подписания договора на оказание юридических услуг.

7. Не выдавать доверенность на представление интересов более чем на двух юристов с правом передоверия. Такой документ будет свидетельствовать о том, что конкретного исполнителя у дела не будет и его будут передавать как переходящий вымпел, не особенно вникая в суть. Подобные доверенности просят нестабильные компании, где присутствует текучка кадров и внештатные юристы.

Необходимо помнить, что в случае, если при заключении договора на оказание юридических услуг потребителю не была представлена полная и достоверная информация в противоречие положениям ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее «Закон»), то у него есть право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата оплаченной суммы.

В соответствии со ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

У потребителя есть право отказаться от договора об оказании юридических услуг, если срок, указанный в договоре, нарушен исполнителем. Такое право предоставлено статьей 28 Закона.

Помимо вышеизложенного, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (статья 32 Закона).

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).