Право потребителя на отказ от дополнительных платных услуг при заключении кредитного договора

Без имени-5.jpgЕще 30 декабря 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ (далее – ФЗ № 353), направленные против навязывания дополнительных платных услуг, однако до настоящего времени кредитные организации продолжают их оформлять при заключении кредитного договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона РФ № 2300-I от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») исполнитель услуг не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель может отказаться от оплаты услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на оказание платных дополнительных услуг оформляется в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

Способы доведения до потребителя информации, предоставляемой о дополнительных платных услугах, и оформление согласия на их предоставление определены в пункте 2 статьи 7 ФЗ № 353. Так, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги и обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается.

Согласие заемщика на подобные услуги указывается в кредитном договоре, к этому обязывают нормы статей 8, 10 Закона «О защите прав потребителей», а также пункт 18 статьи 5 ФЗ № 353, в соответствии с которым условия об обязанности заемщика заключить другие договоры либо пользоваться услугами кредитора или третьих лиц за плату в целях заключения договора потребительского кредита (займа) или его исполнения включаются в индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) только при условии, что заемщик выразил в письменной форме свое согласие на заключение такого договора и (или) на оказание такой услуги в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа).

Зачастую дополнительные платные услуги обосновываются кредитными организациями тем, что они являются обязательными и одобрение кредита без них невозможно. Однако это утверждение противоречит законодательству.

Итак, если дополнительные платные услуги навязаны потребителю и им оплачены в обход его согласия, он вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме.

Отказ от дополнительных платных услуг возможен при подаче заявления о расторжении договора в течение 14 календарных дней после его подписания, в так называемый период охлаждения. Это касается карт технической помощи на дорогах, договоров страхования (не обязательных в силу закона), различного юридического сопровождения, телемедицины, консультационных, информационных и прочих услуг. При этом стоимость услуг обычно включается в сумму кредита, в результате чего долг по кредитному договору существенно увеличивается.

В ситуации, когда заемщик не успел воспользоваться услугами, деньги возвращаются полностью. В остальных случаях из подлежащей возврату суммы вычитаются расходы исполнителя (документально подтвержденные), связанные с выполнением обязательств по данному договору на момент направления заемщиком отказа. В течение 7 рабочих дней с момента получения исполнителем обращения потребителя денежные средства должны быть перечислены на счет последнего. Если исполнитель услуг (партнер кредитора) этого не сделает, потребитель вправе обратиться с требованием о возврате денежных средств непосредственно к кредитору, предложившему данные дополнительные услуги в соответствии с пунктом 2_10 статьи 7 ФЗ № 353: в случае, если дополнительная услуга, информация о которой должна быть указана в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа), оказывается третьим лицом, которое не исполняет обязанность по возврату денежных средств заемщику, заемщик вправе направить кредитору требование о возврате денежных средств, уплаченных заемщиком третьему лицу за оказание такой услуги, с указанием даты обращения заемщика к третьему лицу с заявлением об отказе от неё. Указанное требование может быть направлено заемщиком кредитору не ранее чем по истечении 30 календарных дней, но не позднее 180 календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе от услуги к исполнителю.

Требование потребителя на отказ от дополнительной платной услуги и возврате денежных средств оформляется в письменном виде и вручается надлежащим образом представителю кредитной организации (исполнителю услуги) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо вручением лично с отметкой кредитной организации (исполнителя услуг) на экземпляре потребителя о принятии обращения – дата, подпись с расшифровкой, печать.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области».

Телефон горячей линии: 8-800-200-10-62.