Товар в кредит. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатка

Без имени-9.jpgВ настоящее время для приобретения дорогостоящего товара не обязательно иметь в наличии денежные средства, его можно приобрести в кредит. Такое предложение действует практически во всех магазинах, причем оформление кредитного договора происходит непосредственно в месте покупки. 

Для магазина не имеет значения, каким способом была куплена вещь. После заключения в торговой точке кредитного договора и проверки его банком последний переводит продавцу деньги за товар.  Позднее покупатель (заемщик) выплачивает деньги банку согласно графику платежей. 

Как быть, если в приобретенном в кредит товаре после покупки были обнаружены недостатки?  

Договоры купли-продажи с привлечением кредитных средств подчиняются Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон), соответственно, и расторжение такого договора происходит по правилам статьи 18 Закона.

  Нужно понимать, что кредитный договор заключается с банком, поэтому вопросы, связанные с платежами, погашением кредита, решаются с кредитной организацией. К компетенции продавца (юридического лица или индивидуального предпринимателя) относятся вопросы, связанные с возвратом некачественного товара.

В соответствии со статьей 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе обратиться к продавцу (к изготовителю товара или в авторизованный сервисный центр) и потребовать:

  • замены на товар этой же марки (модели, артикула);

  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом стоимости;

  • соразмерного уменьшения стоимости;

  • ремонта товара (возмещения расходов на ремонт, осуществленный потребителем или третьим лицом).

Потребитель вправе в том числе отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Вместе с тем потребитель должен возвратить товар с недостатками продавцу по его требованию и за его счет. При этом потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При оформлении на покупку товара кредитного договора банк начисляет проценты уже с первого дня его пользования. Данные проценты – не что иное, как убытки потребителя. 

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе требовать замены такого товара на качественный или возврата денег в течение 15 дней со дня его передачи. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара (критерии описаны в преамбуле Закона);

  • однократное нарушение сроков устранения недостатков товара (45 дней);

  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (суммируется срок нахождения товара в ремонте за гарантийный год, который не может превышать 30 дней).

Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 924.  

Для реализации своего права на возврат товара ненадлежащего качества потребителю следует предъявить претензию (в двух экземплярах) в адрес продавца - юридического лица (индивидуального предпринимателя) - с одним из требований статьи 18 Закона, получив отметку о принятии (дата, подпись, печать организации) на своем экземпляре.

Необходимо помнить, что при удовлетворении продавцом требования о возврате товара ненадлежащего качества, расторгается непосредственно договор его купли-продажи. Соответственно, платежи по кредитному договору нужно осуществлять по графику до момента возврата продавцом денежных средств в банк путем перечисления их на счет потребителя. Преждевременное прекращение платежей повлечет наложение штрафных санкций на покупателя со стороны банка.

При замене товара, приобретенного в кредит, на другой с перерасчетом стоимости можно написать заявление в банк о соответствующем изменении договора потребительского кредита, в частности об изменении графика платежей.

После урегулирования всех спорных моментов с продавцом и кредитной организацией необходимо взять в банке выписку об отсутствии задолженности по кредитному договору.

В случае, если потребителю отказано в удовлетворении законного требования, спор имущественного характера подлежит рассмотрению исключительно в порядке гражданского судопроизводства. При удовлетворении судом требований потребителя с продавца помимо убытков будет взыскан штраф в размере 50 % суммы, присужденной в пользу потребителя.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей можно получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» по телефону горячей линии 8-800-200-10-62.