БАД - это «природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов».
Таким образом, БАД к пище не являются лекарственными средствами, предназначенными для лечения или диагностики заболеваний человека. Относясь к пищевым продуктам, они служат дополнительным источником в рационе человека необходимых, дефицитных в питании пищевых веществ (аминокислоты, витамины, макро- и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, витаминоподобные и др. соединения) и источником биологически активных веществ (БАВ). Конечная цель применения БАД- улучшение пищевого статуса, здоровья человека, профилактика заболеваний. Широкое применение лекарственных растений в составе БАД вызвало необходимость разработки контроля количества фармакологически активных веществ и установление их допустимого уровня в составе БАД, а также показателей подлинности компонентов БАД.
БАД к пище могут использоваться и при различных заболеваниях, но обязательно наряду с применением специфической терапии и только в качестве элемента лечебной диеты (диетического или лечебного питания), но ни в коем случае не в роли лекарственного средства, коими они не являются по определению. Необходимо учитывать совместимость состава БАД с лекарственными средствами во время их совместного применения во избежание возможного взаимоотрицатель
БАД для детей различных возрастных групп чаще всего является источником микронутриентов (витаминов, минеральных веществ, отдельных видов полиненасыщенных жирных кислот и др.). Продукция с этим составом не встречает возражений против ее применения в детской практике, поскольку у детей всех возрастных групп также исключительно часто выявляется дефицит в питании этих компонентов.
Однако в последние несколько лет в состав БАД для детей разработчики этой продукции стали включать различные лекарственные растения, в том числе с выраженным фармакологически
Реклама БАД не должна противоречить материалам, согласованным при государственной регистрации; не допускается реклама БАД, не прошедших государственную регистрацию; как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов средства; реклама не должна вводить в заблуждение потребителя относительно состава БАД и ее эффективности; недопустимо в рекламе создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности; реклама БАД не должна подрывать веру потребителей в эффективность других средств; не должна создавать впечатление о ненужности участия врача при применении БАД, в особенности для БАД на растительной основе.
Требования к содержанию этикетки на БАД:
- наименование БАД. Название БАД не должно отражать предполагаемую эффективность продукции или производителем должна быть представлена убедительная доказательная база по этой эффективности;
-полный состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соотвестствующим их убыванию в весовом или процентном выражении без обязательного указания количества каждого из компонентов; после перечисления основных ингредиентов БАД обязательно указываются все используемые в составе БАД вспомогательные вещества - также в порядке, соответствующем их убывания в весовом или процентном выражении;
- сведения о массе и объеме БАД в единице потребительской упаковки и массе или объеме единицы продукции;
- показания к применению, дозировка и способ употребления;
- сведения о противопоказания
- указание на то, что продукция «не является лекарством»;
- указание «Перед применением рекомендуется проконсультирова
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты регистрации;
- местонахождение, наименование изготовителя, местонахождение и телефон организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей.
В России происходят мошеннические действия в отношении биологически активных добавок к пище и некоторые лица выдают себя за сотрудников министерства или других государственных органов и организаций и навязывают покупку БАД в качестве высокоэффективно