О пользе подвижных игр для школьников

 


В настоящее время можно констатировать формирование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных школьников. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие детей этой возрастной группы. До 60% школьников уже не могут по состоянию здоровья заниматься спортом. Одна из причин сложившейся ситуации - малоподвижный образ жизни, дефицит двигательной активности.

Серьезным и доступным подспорьем в решении проблемы физического здоровья детей являются подвижные игры. Подвижная игра - одна из существенных потребностей растущего ребенка и подростка. В игре реализуются активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка и ловкость.

Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении различных препятствий в игре. Привлекательность подвижных игр - в их состязательном характере, в движении, наполненном каким-либо смыслом.

Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Так, девочки больше любят хороводные игры с ритмичными движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в игре на скорость, с элементами борьбы, а также в играх с метанием мяча, биты и др. в цель и на дальность.

Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у детей движения естественны, раскованны. Уже поэтому подвижные игры - важный источник развития.

Подвижные игры могут быть малой, средней и большой подвижности, а также многоплановыми. Одни игры дают большую нагрузку ногам - например, такие как «Классики», игры со скакалкой. Другие развивают мышцы рук - многочисленные игры с мячом, битой и др. Третьи - универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Известно даже такое выражение - «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать и познать ребенка, игрою можно одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества и просто радовать детей.

 

  Подготовка к игре

  • Подготавливая место для игры необходимо проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
  • Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом проводить подальше от окон, мусорных ящиков, развешанного для сушки белья, клумб и грядок.
  • Играть нужно честно, дружно, соблюдая установленные правила.
  • Помнить о законе всех игр: один - за всех, и все - за одного. Ставить интересы команды выше своих.
  • Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки.
  • Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
  • Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
  • Чтобы играть не надоело, предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты игр.
  • Начиная игру, предварительно обсудить весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.
  • Подчиняться капитану команды: в игре он старший.
  • В играх - поединках выбирать соперников, равных по силам.
  • Победив не зазнаваться (ведь можно играть и лучше). Не высмеивать проигравших. Помнить: в игре вы - соперники, вне игры - товарищи.
  • Проиграв не унывать. Поблагодарить победителя и постараться выиграть в следующей игре.
  • Уважать и подчиняться решению судьи. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
  • Беречь принадлежности для игр. Следить, чтобы они всегда были исправны и красивы.

 

Подготовлено по материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» http://cgon.rospotrebnadzor.ru/