Здоровье детей - это важнейший вопрос национальной безопасности страны. Рациональное питание является фундаментом основной профилактики многих патологических состояний, обеспечивает нормальное гармоничное развитие, поддерживает и стимулирует деятельность функциональных, физиологических систем организма, повышает устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, способствует выработке иммунитета.
Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе должно быть одним из ключевых факторов поддержания здоровья школьников и повышения эффективности обучения.
Организация питания независимо от типа образовательного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
• правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов, соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке, раздаче блюд, обработке посуды;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно) индивидуальных особенностей детей.
Правильно организованное, продуманное питание способствует развитию памяти школьника, улучшает его способности, помогает снять усталость.
Если школьники часто испытывают повышенные психологические нагрузки и при этом нерационально питаются, то возникает большой риск развития алиментарно-зависимых заболеваний, к которым относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, анемия, болезни обмена веществ (ожирение, сахарных диабет), заболевания, связанные с дефицитом микронутриентов (витамины А, группы В, С, Д, Е, РР, фолиевая кислота, йод, цинк, железо, кальций, калий и т.д).
По результатам анализа заболеваемости за последние пять лет у детей и подростков до 17 лет включительно наблюдается рост болезней органов пищеварения. Так же отмечен рост заболеваемости анемиями в возрастной группе 15-17 лет.
Охват учащихся организованным горячим питанием по области составляет 88,7%. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации получают питание в 100% случаев. Для групп продленного дня по месту учебы организовывается трехразовое питание, включающее в себя завтрак, обед и полдник. За наличный расчет организована продажа продуктов питания по меню свободного выбора (буфетная продукция).
Каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на своем объекте, должны иметь утвержденное примерное цикличное меню. В Рязанской области меню дифференцировано по двум возрастным группам школьников (7-10 и 11-17лет) в соответствии с требованиями и рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
На протяжении нескольких лет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» в рамках обеспечения деятельности госсанэпиднадзора проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы примерных цикличных меню для учащихся образовательных организаций. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз наиболее часто встречаются следующие несоответствия:
- занижение массы порций блюд;
- занижение пищевой и энергетической ценности;
- занижение содержания основных витаминов и микроэлементов;
- не учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи;
- не выдерживается оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров, углеводов как 1:1:4, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5;
- отсутствует принцип щадящего питания.
Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» проводят консультационные услуги по составлению примерного цикличного меню, проводят экспертизы на добровольной основе заявителей.
Кроме того, в тематику проведения профессионального гигиенического обучения персонала образовательных учреждений (в том числе юридических лиц, работников пищеблоков) включены как вопросы организации питания детей, так и принципы разработки примерных цикличных меню.