social.jpgВпереди самый романтичный праздник в году – День всех влюблённых (День святого Валентина), отмечаемый 14 февраля. Этот праздник католического происхождения, празднуемый во многих странах мира, прижился и в России. В нашей стране День всех влюблённых начали отмечать в середине девяностых годов прошлого столетия. В основном интерес к нему проявляет молодежь. Молодым людям хочется провести этот день в атмосфере любви и романтики, обязательно преподнеся второй половинке подарок. Среди молодежи сохраняется тенденция приобретать подарки через социальные сети.

Совершая покупки в социальных сетях, необходимо сохранять бдительность. Важно помнить, что при приобретении товаров у физических лиц, положения законодательства о защите прав потребителей к возникшим правоотношениям неприменимы. Указанное законодательство будет действовать лишь в случае, когда продавец занимается предпринимательской деятельностью, которая носит систематический характер.

При продаже товаров через социальные сети, где в качестве продавца выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, следует руководствоваться Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства № 2463 от 31.12.2020 года (п.п.12-27), а также ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее «Закон»).

Если продавец является физическим лицом, не ведет систематическую торговлю, а оплата товара производится на его банковскую карту, то при возникновении спорных ситуаций, потребителю будет сложно рассчитывать на гарантии, установленные Законом, поскольку последний распространяет свое действие на правоотношения потребителей с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Прежде, чем совершать покупку, следует узнать у продавца его ИНН, который можно проверить в режиме онлайн на сайте ФНС России https://egrul.nalog.ru/index.html.

Добросовестный продавец, готовый отвечать за качество товара, всегда готов по просьбе покупателя заключить договор купли-продажи товара в письменном виде.

Приобретая подарки в социальных сетях, необходимо помнить, что продавец (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) в момент покупки товара должен предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре в рамках статьи 10 Закона (сертификат или декларация соответствия (если требуется по законодательству), сведения об основных потребительских свойствах товара, наименовании и адресе производителя на русском языке, и т.д.). При отсутствии подобной информации у потребителя возникает право в разумный срок расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств на основании ст. 12 Закона. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указывается, что критерий «разумности» срока определяется индивидуально в каждом случае во взаимосвязи со сроком годности, сезонностью использования товара, спецификой и характером услуг.

Если передача товара происходит в пункте выдачи заказов, то покупателю, прежде чем подписать документы о фактическом принятии товара и отсутствии претензий (в том числе и к внешнему виду), стоит распаковать и внимательно его осмотреть на предмет механических повреждений, а также проверить работоспособность.

Консультационному центру известны случаи, когда присланный посредством почтового отправления товар не соответствовал договору, а бывало и такое, что вместо товара потребитель получал, к примеру, речной песок.

Во избежание подобных ситуаций при получении товара на почте потребителю следует вскрывать упаковку товара непосредственно в почтовом отделении. При несоответствии товара договору либо обнаружении в посылке посторонних предметов следует пригласить работника почтового отделения для составления соответствующего акта. После чего следует обращаться в полицию с заявлением о возможном мошенничестве.

Следует знать, что потребитель вправе без объяснения причин отказаться от любого товара (в этом случае Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства № 2463 от 31.12.2020 года, не действует) в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в прядке и на условиях ст. 26.1 Закона.

Если с течением времени в товаре обнаружились недостатки, то при его возврате следует руководствоваться положениями, предусмотренными статьями 18 – 24 Закона. В случае отказа в удовлетворении требований потребителю следует разрешать спор в судебном порядке.

 

            КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).